• Слайд №5

    Новые правовые решения для лучших компаний страны
  • Слайд #1

    Правильные и смелые решения для развития и защиты бизнеса наших клиентов
  • Слайд #2

    Профессионалы в области системного использования правовых и экономических знаний
  • Слайд #3

    Мы честно и открыто делаем нашу работу

Досудебный порядок урегулирования спров

28 февраля

Рано или поздно любая компания может столкнуться с ситуацией, когда возникает необходимость разрешения конфликта со своим партнером в рамках заключенного с ним контракта. Часто компании еще на стадии ведения переговоров и заключения договора включают условия, которые предусматривают их действия в случае наступления таких конфликтных ситуаций, как, например, проведение мирных переговоров друг с другом, обмен письмами и т.д. Все описанные действия могут быть отнесены к претензионному порядку урегулирования споров и разногласий, которые возникли между сторонами в процессе исполнения договора. Однако не всегда такие действия дают положительный результат для одной из сторон договора, особенно, если вторая сторона всячески пытается уклониться от исполнения своих обязательств, например, по оплате возникшей задолженности другой стороне за уже оказанные услуги или выполненные работы. В этом случае организация будет вынуждена обратиться в суд для принудительного взыскания долга.

До внесения в июне 2016г. изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ стороны могли самостоятельно определять, каким образом будут вестись переговоры, если возникнут разногласия у сторон либо претензии друг к другу. Нарушение такого порядка одной из сторон договора не могло являться препятствием для обращения в арбитражный суд за защитой своих прав, если партнер намеренно уклоняется от исполнения своих обязательств. В настоящий момент, на законодательном уровне были внесены обязательные требования к ведению досудебного претензионного спора между организациями, который невозможно исключить из делового оборота, особенно в случае существования споров, связанных с взысканием денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения. Соответствующие уточнения были внесены Арбитражный процессуальный кодекс РФ и вступили в действие недавно с 12 июля 2017г. По остальным спорам гражданско-правового характера, направление претензии будет обязательно, если это было прямо предусмотрено условиями заключенного договора либо прямо указано законом (например, споры о расторжении или изменении договора, споры по расторжению договоров аренды, споры при заключении государственного или муниципального контракта, споры, вытекающие из грузоперевозок и т.д.).

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ все же установлены некоторые исключения, когда обязательное направление претензии не требуется, например, в процедурах о признании организации несостоятельной (банкротом), по корпоративным спорам, делам приказного производства и т.д.

Правовым последствием для компании, которая предварительно не направит соответствующую претензию в адрес второй стороны, когда это обязательно, и сразу обратится в арбитражный суд, может быть возвращение судом поданного иска с приложенными документами, что в дальнейшем отсрочит для компании момент взыскания денежных средств с контрагента.

В связи с этим, организациям особенно внимательно нужно отнестись к ведению претензионной работы до того, как будет принято решение обратиться в судебном порядке, поскольку, даже если в договоре не будут прописаны условия и сроки ведения претензионной работы, в этом случае будут действовать общие положения Федерального законодательства РФ, где право на обращение в суд возникнет по истечении 30 дней с момента направления претензионного письма второй стороне. Иногда, при ведении переговоров по заключению договора сторонам есть смысл продумать, в какой срок должен быть предоставлен ответ на направленную претензию (увеличить или уменьшить по сравнению с общими положениями законодательства), установить, с какого момента начинает течь срок на предоставление ответа (с момента направления претензии, либо с момента ее получения контрагентом). Указанные условия влияют на то, насколько быстро и эффективно одна из сторон сможет в дальнейшем реализовать свое право на судебную защиту, поскольку срок, определенный сторонами для направления ответа, необходимо выдержать.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание при ведении досудебного порядка спора, является оформление претензионного письма, поскольку суды в настоящий момент достаточно внимательно относятся к форме и содержанию направленной претензии. Не  любое письмо в адрес контрагента с требованием об оплате возникшей задолженности может рассматриваться судами как претензионное письмо. По своей сути, претензионное письмо может быть проектом дальнейшего искового заявления, если ответ на него не будет получен от второй стороны. Соответственно, в претензии должны быть подробно описаны все основания возникших требований со ссылками на условия договора, иные документы, доказывающие позицию организации, а также четкое требование ко второй стороне. Рекомендуется также произвести расчет неустойки либо процентов за пользование чужими денежными средствами на дату направления претензии, поскольку у судов также неоднозначная позиция по данному вопросу. В случае если требования в претензии будут отличаться от тех, что в дальнейшем изложены в поданном исковом заявлении, суд может также вернуть такой иск по причине нарушения претензионного порядка в той части, что изложены в исковом заявлении. В доказательство направления претензии контрагенту необходимо иметь почтовую квитанцию либо иной документ, который также приобщается к исковому заявлению.

Не всегда направленная организацией претензия остается без ответа второй стороной.  Ведь организация, которая получила претензию, может в своем ответе, например, представить свои предложения по срокам погашения задолженности либо иные условия, тем самым, продолжая процедуру ведения переговоров без суда. На наш взгляд, в случае получения ответа на претензию с иными предложениями, которые не были изложены в первоначальном требовании, компания не сможет сразу обратиться в суд с иском, поскольку будет вынуждена дать ответ на новое предложение контрагента либо несогласие с ним. В ином случае, досудебное урегулирование споров будет терять свой первоначальный смысл, связанный с урегулированием конфликта мирным путем. По результатам отсутствия договоренностей между сторонами организация, права которой были нарушены, будет вынуждена обращаться в суд.

В заключении, хотелось бы рекомендовать организациям при заключении договоров уделять внимание таким условиям договора, как претензионное урегулирование спора, в каких случаях его соблюдение будет обязательным для организаций, указывать срок рассмотрения претензии каждой из сторон и предоставления ответа на нее. В случае принятия решения руководителем организации об обращении с иском в арбитражный суд  необходимо определить, относиться ли возникший гражданско-правовой спор к спорам, по которым предусмотрен обязательный досудебный порядок, либо направление претензии не требуется. Если претензия была, все таки, направлена в адрес контрагента, то для принятия судом иска необходимо будет приложить все подтверждающие документы, что организация добросовестно пыталась урегулировать конфликт с контрагентом мирным путем, и иного способа, кроме обращения в суд за защитой своего права, не осталось.

Пискунова Юлия Сергеевна, Ведущий юрист ООО «СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»

Опубликовано: «Совет директоров Сибири» № 1-2(148-149)