• Слайд №5

    Новые правовые решения для лучших компаний страны
  • Слайд #1

    Правильные и смелые решения для развития и защиты бизнеса наших клиентов
  • Слайд #2

    Профессионалы в области системного использования правовых и экономических знаний
  • Слайд #3

    Мы честно и открыто делаем нашу работу

Криптовалюты и блокчейн: перспективы законодательного регулирования в РФ

13 апреля

За последние годы интерес к криптовалютам резко возрос. Интернет пестрит упоминаниями терминов «биткоин» и «блокчейн». По данным поисковых систем запросы по этой теме находятся среди наиболее интересующих пользователей.

Попробуем разобраться в причинах такой популярности и определить, что же нужно знать юристу о криптовалютах, биткоине и блокчейне?

Криптовалюта является одной из разновидностей цифровых валют, создаваемых при помощи криптографических методов. Изначально цифровые валюты выросли из т.н. виртуальных валют, используемых в компьютерных играх. Но с криптовалютами мы сталкиваемся уже в реальном мире. Никто не знает, как к ним здесь относиться и чего от них ожидать?

Соответствующее отношение к криптовалюте сложилось в большинстве юрисдикций мира. Мнения специалистов расходятся кардинально: от приведения аналогий с «мыльным пузырем», сравнения с финансовыми пирамидами до пророчеств о вытеснении всех иных платежных систем. Причем оба сценария развития являются крайне невыгодными для государства. Однозначно очевидно только одно – игнорировать данное явление уже нельзя. Единственный способ взять ситуацию под контроль и тем самым минимизировать риски – установить правила игры. И начать необходимо с определения места криптовалюты в правовой и экономической системе.

На данный момент российское законодательство не содержит норм, регулирующих правовой статус криптовалют, равно как и не устанавливает прямого запрета на их использование.

Согласно действующему законодательству РФ, криптовалюта не является ни деньгами, ни законным платежным средством. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. В статье 140 ГК РФ законным средством платежа определен только рубль, т.е. денежная единица Российской Федерации.

Не является криптовалюта и электронными деньгами. Электронные деньги представляют собой механизм цифрового перевода фиатной валюты, т.е. они используются для электронного перевода валюты, обладают статусом законного платежного средства.

В российском праве закреплен закрытый перечень ценных бумаг, поэтому криптовалюту нельзя признать и бездокументарной ценной бумагой. Сложно ее назвать по действующему законодательству и аналогом ценной бумаги или каким-либо финансовым инструментом, так как у криптовалюты нет эмитента.

Вряд ли можно признать криптовалюту и имущественным правом, потому что в данном случае отсутствуют кредитор и должник по какому-либо обязательству. У обладателя криптовалюты нет права требования к кому-либо. Обладатель криптовалюты может передать данный актив третьему лицу либо обменять на другой актив или приобрести что-либо, если на это есть согласие другого участника.

Исходя из положений статьи 128 ГК РФ, содержащей открытый перечень объектов гражданских прав, криптовалюта может быть отнесена к категории «иное имущество», поскольку она обладает определенной экономической ценностью в силу возможности ее конвертации в деньги.

Первым государственным регулятором в РФ, который обратил внимание на повсеместное распространение криптовалют, стал Банк России, который еще в 2014 году причислил виртуальные валюты к категории  денежных суррогатов, выпуск которых на территории РФ запрещен статьей 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России также предупредил граждан, что в связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» любые операции с ними будут рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Данная позиция в том же году была продублирована в сообщении Росфинмониторинга, который также добавил, что «отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов  обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки».

В 2015 году в развитие приведенной позиции выступил Минфин РФ с инициативой по введению административной и уголовной ответственности за использование криптовалют в России, а также блокировке сайтов, распространяющих информацию и программное обеспечение, обеспечивающих возможность их использования.

Тем не менее, предложения Минфина РФ все же были признаны требующими доработки с учетом результатов мониторинга обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также проведения с учетом зарубежного опыта дополнительного анализа рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях.

Постепенно настороженное отношение к криптовалюте меняется. Тот же Банк России 04.09.2017 опубликовал информационное письмо, в котором в целом подтвердил свою позицию, высказанную в январе 2014 года, но уже не так категорично. В частности, из текста письма исключены ссылки на норму о запрете в РФ денежных суррогатов.

Основной посыл обращения заключается в том, что большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования как РФ, так и большинства других государств. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России. Операции с криптовалютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций, так и в случае привлечение финансирования через ICO (Initial Coin Offering – форма привлечении инвестиций граждан в виде выпуска и продажи инвесторам новых криптовалют/токенов). Это может привести к финансовым потерям граждан и невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения.

В октябре  2017 года Президент поручил Банку России и Правительству разработать законопроект по регулированию криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 01 июля 2018 года. В поручении особо подчеркнуто, что при разработке необходимо исходить из «обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации».

Подготовка законопроектов осуществлялась рабочей группой, в состав которой входили представители Минфина России и Банка России.

В конце 2017 года Минфин России анонсировал основные положения разработанного законопроекта о цифровых финансовых активах, а полный текст законопроекта размещен 25 января 2018 год на сайте ведомства.

Законопроект дал ряд определений, в частности, таким понятиям как «цифровой финансовый актив», «криптовалюта», «токен», «майнинг», «цифровая транзакция», «цифровой кошелек», «смарт-контракт».

Криптовалюта, согласно законопроекту, рассматривается как «вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций».

Тем самым законопроектом предполагается введение новой разновидности имущества – цифровой финансовый актив, под которым понимается имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен.

Майнинг (создание и/или добывание криптовалюты) приравнен к предпринимательской деятельности, а значит создавать криптовалюту вправе только юридческие лица и индивидуальные предприниматели.

Токен, в отличие от криптовалюты, является эмиссионным продуктом, и выпускается в целях привлечения инвестирования. Эмитентом токена может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Предполагалось ввести ограничение на доступ к рынку цифровых финансовых активов лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами – они смогут приобретать в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 000 рублей.

Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации. Допустимыми операциями с цифровыми финансовыми активами законопроект называл обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмен цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту.

Указанные сделки могут осуществляться только через операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми могут быть исключительно юридические лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг с соответствующими лицензиями (брокерами, дилерами, форекс-дилерами, организаторами торговли).

Еще до опубликования данного законопроекта стала известна позиция Банка России в отношении оборота криптовалюты. Законопроект Минфина допускал обмен любых цифровых финансовых активов на фиатные деньги и иное имущество. Вместе с тем Банк России считал необходимым исключить возможность обмена криптовалюты на рубли, валюту и иное имущество, поскольку такие операции несут в себе риски легализации сомнительных транзакций, проведенных ранее. В свою очередь, опубликованная Минфином версия законопроекта, такого запрета не содержала в силу широкого распространения сделок с криптовалютой. Минфин России считал, что установление законодательного запрета на совершение таких сделок уведет рынок криптовалюты в тень.

Поскольку на этапе презентации общественности новых законопроектов ведомства так и не пришли к единому мнению по данному вопросу, Банк России опубликовал на своем сайте собственную версию законопроекта о цифровых финансовых активах.

Но в конечном итоге описанные разногласия не помешали подготовить компромиссный вариант законопроекта и внести его 20.03.2018 на рассмотрение в Государственную Думу. Представленный депутатам законопроект о цифровых финансовых активах содержит следующие изменения по сравнению с первоначальными версиями:

- По общему правилу, разрешается обмен на деньги только для токенов. Перечень  иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, порядок и условия их совершения отданы на откуп Банку России. Именно это ведомство будет определять оборотоспособность криптовалют своими нормативными актами.

Предельную сумму, на которую неквалифицированные инвесторы смогут покупать токены одного выпуска, также поручено определять Центробанку. Ранее такая сумма указывалась непосредственно в законе.

- Внесена небольшая оговорка в части признания майнинга предпринимательской деятельностью: таковой будет считаться деятельность лица, осуществляющего майнинг, с превышением установленных Правительством РФ лимитов энергопотребления в течение трех месяцев подряд.

Одновременно с законопроектом о цифровых финансовых активах в Государственную Думу внесен законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге). Краудфандинг, согласно данным сайта Wikipedia, является способом коллективного финансирования, основанным на добровольных взносах, и буквально означает «народное финансирование».

Законопроект о краудфандинге описывает правовые основы и процедуры розничного финансирования посредством т.н. инвестиционных платформ, созданных на базе технологии блокчейн. Фактически создается новый, современный и сравнительно безопасный инструмент инвестирования, которым могут воспользоваться не только квалифицированные инвесторы, но и обычные физические лица.

Необходимо также отметить, что на момент опубликования первых версий описываемых законопроектов (25.01.2018) в Государственную Думу был внесен еще один законопроект, регулирующий выпуск криптовалюты, а именно, «крипторубля» (законопроект о системе распределенного национального майнинга). Примечательно, что разработчики этого проекта предлагают закрепить за «крипторублем» статус законного средства платежа, в то время как прочие криптовалюты такой характеристики лишены по определению.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что основной целью выпуска «крипторубля» является необходимость введения в оборот цифрового финансового актива, полностью подконтрольного государственным органам РФ.

Таким образом, основная идея представленных законопроектов заключается в максимально возможном контроле со стороны государства процедур создания и обращения цифровых финансовых активов, исключающем риски использования криптовалют как для участников рынка, так и для самого государства.

Действительно, в ряде случаев наличие государственного контроля пойдет только на пользу участникам рынка за счет обеспечения безопасных условий инвестирования, например, при организации инвестиционных платформ для розничного финансирования.

Но если говорить непосредственно о криптовалюте, в предложенном контексте существенно теряется привлекательность ее использования в товарообороте: уходит анонимность операций, сама процедура обрастает формальностями и дополнительными транзакционными издержками, связанными с появлением посредника – оператора обмена. И самое главное, криптовалюта, за исключением «крипторубля», уже не может рассматриваться в качестве средства платежа, более того, ее использование в подобных целях на территории РФ становится незаконным.

Изначальный смысл использования криптовалют предполагал их глобальный характер, обусловливающий легкость и доступность осуществления платежей в любую точку земного шара и в любое время. Думается, что реализация данной идеи в правовом поле не возможна без объединения усилий всех или, по крайней мере, большинства ведущих юрисдикций мира по законодательному регулированию оборота криптовалют.

На наш взгляд, более перспективным направлением является разработка и внедрение в практику государственного управления, экономику и другие сферы жизни общества технологии распределенного реестра, положенной в основу создания и использования самой известная криптовалюты - Bitcoin (от англ. bit - единица информации, coin - монета).

Данная технология получила наименование Blockchain (от англ. block - блок и chain - цепь) - это распределенная база данных, состоящая из блоков информации и содержащая записи обо всех операциях, совершенных участниками данной системы. В каждом блоке хранится информация о конкретной операции. Все блоки последовательно связаны друг с другом таким образом, что каждый последующий блок содержит информацию о предыдущем.

Информация о каждой операции синхронно распространяется по всей системе, в результате чего фиксируется с указанием времени ее совершения и уникальных характеристик виртуальной единицы. После рассылки блока, содержащего данные об операции, отменить или изменить ее невозможно.

Такая система обеспечивает прозрачность каждой операции и возможность верификации происхождения каждой виртуальной единицы любым заинтересованным пользователем. История всех совершенных транзакций с соответствующей виртуальной единицей является публично доступной и ее нельзя сфальсифицировать, поскольку каждый пользователь системы хранит на своем компьютере такую базу данных, содержащую историю всех операций, когда-либо осуществленных в системе. Чтобы скомпрометировать такую систему, нужно взломать все компьютеры, находящиеся в данной сети. Полная история всех операций, совершенных с момента возникновения данной системы, и представляет собой базу данных блокчейн.

Таким образом, основными преимуществами такой системы являются децентрализованность, быстрота внесения, достоверность и доступность информации в любой момент времени.

Исходя из приведенного описания, данная технология, хотя и была создана в финансовой сфере в противовес банковской системе, практически универсальна, и может применяться в любой другой сфере. Приведем примеры.

Технология применима для ведения всевозможных реестров, в том числе юридических лиц, объектов недвижимости, залогов имущества, сделок и проч.

Система прекрасно приспособлена для хранения и контроля персональных данных (например, записей актов гражданского состояния, данных медицинских карт пациентов, сведений об образовании и проч.), фиксации и контроля авторских прав.

Технологию блокчейн можно использовать при проведении процедур электронного голосования, как в государственных масштабах (для проведения процедуры досрочного голосования на выборах), так и в рамках отдельного хозяйственного общества (для проведения процедур заочного голосования органов управления).

Во всех приведенных примерах, и не только, применение технологии позволит существенно упростить бюрократические процедуры и, в целом, исключить коррупционную составляющую.

Разработка некоторых блокчейн-проектов для государственного сектора и бизнеса уже ведется. Пилотные проекты, по данным Российской Ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), будут запущены в 15 регионах России, в том числе в Новосибирской области.

По данным rbc.ru, Государственная Дума включила в список приоритетных тем, на которые депутаты планируют в 2018 году заказать экспертно-аналитические исследования и социальные опросы, исследование способов «нормативно-правового регулирования применения технологии блокчейн на финансовом рынке России с учетом мирового опыта».