• Слайд №5

    Новые правовые решения для лучших компаний страны
  • Слайд #1

    Правильные и смелые решения для развития и защиты бизнеса наших клиентов
  • Слайд #2

    Профессионалы в области системного использования правовых и экономических знаний
  • Слайд #3

    Мы честно и открыто делаем нашу работу

Начало цифровой экономике положено. Криптовалютам - нет

30 апреля

Прошло полтора года с того момента, как Президент поручил Правительству и Банку России разработать законопроект по регулированию криптовалют, майнинга и ICO[1]. Разработчики постарались и внесли на рассмотрение Госдумы четыре законопроекта:

1) Законопроект № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга» (внесен 25.01.2018).

2) Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» (внесен 20.03.2018).

3) Законопроект № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» (внесен 20.03.2018).

4) Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ» (внесен 26.03.2018).

Ни один из представленных законопроектов к настоящему моменту не сохранил свой первозданный вид, а самый первый – вовсе сошел с дистанции. Итак, по порядку…

Законопроект «О системе распределенного национального майнинга («закон о крипторубле») ожидаемо провалился.

Основная идея проекта состояла в создании цифрового финансового актива (крипторубля), полностью подконтрольного государственным органам и используемого для ведения хозяйственной деятельности между субъектами делового оборота на территории РФ. Предполагалось, что крипторубль станет способом расчетов по договорам госкомпаний, госкорпораций, крупных финансовых структур и т.д. В этих целях разработчик предлагал закрепить за крипторублем статус законного средства платежа.

Такой подход не смог удовлетворить ни пожелания пользователей, ни интересы государства. Во-первых, законопроект нарушил ключевые принципы создания криптовалют и их использования в обороте, привлекательные для обычных пользователей: децентрализованность, анонимность, отсутствие излишних формальностей и дополнительных транзакционных издержек. Во-вторых, законопроект идет в разрез с поручением Президента сохранить рубль в качестве единственного законного платежного средства в РФ.

Следующие два законопроекта, «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» (в настоящее время «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»), внесены в Госдуму одним пакетом, и оба застряли на вторых чтениях.

Судьба законопроекта о внесении изменений в ГК РФ оказалась наиболее успешной. 18.03.2019 Президент РФ подписал Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей ГК РФ». Вносимые с 01.10.2019 в ГК изменения носят базовый характер, т.е. создают основу для дальнейшего развития российского законодательства в сфере цифровой экономики. Именно с принятием данного закона задан вектор для дальнейшей проработки перспективных проектов федеральных законов № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».

Закон содержит следующие основополагающие новеллы:

1) Введено понятие «цифровое право»

Законодатель обозначил  ключевые признаки цифрового права, подлежащие дальнейшему урегулированию в профильных законах:

· цифровое право является обязательственным или иным правом;

· цифровое право должно быть названо в качестве такового в законе;

· содержание цифрового права определяется правилами информационной системы, в которой такое право зафиксировано;

·осуществление цифрового права, распоряжение им возможно только в информационной системе, в которой такое право зафиксировано;

· на переход цифрового права на основании сделки не требуется согласия обязанного по такому праву лица;

· обладателем цифрового права, по общему правилу, признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

Все прочие характеристики цифровых прав (виды, определение  и правила информационной системы, дополнительные основания признания лица обладателем цифровых прав) подлежат установлению в профильных законах.

2) Определено место цифровых прав в системе объектов гражданского права

Учитывая, что определение цифрового права предусматривает наличие обязанного по такому праву лица, предложено отнести новый объект права к категории имущественных прав, наряду с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами, что обеспечивает законный оборот таких активов. В частности, законом прямо допускаются сделки купли-продажи цифровых прав (пункт 4 статьи 454 ГК РФ).

3) Установлена электронная форма сделки

Согласно внесенным в ГК РФ изменениям под электронной формой сделки можно понимать ее совершение с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки.

Строго говоря, это не особая форма совершения сделки, а один из способов соблюдения письменной формы сделки.

Волеизъявление лица на подписание такой «электронной» сделки выражается в использовании любого способа, позволяющего достоверно определить такое лицо, специальные способы достоверного определения лица, выразившего волю, могут предусматриваться законом, иными правовыми актами, а также соглашением сторон.

Оформившие электронную подпись лица смогут без каких-либо ограничений применять ее как собственноручную подпись при совершении сделок в электронной форме.

Те же правила предусмотрены и для заключения договоров в письменной форме, соответствующие изменения внесены в п.2 статьи 434 ГК РФ.

Для ряда договоров закон прямо устанавливает возможность применения электронной формы документов:

· заключение договора розничной купли-продажи и оплата товара теперь может подтверждаться не только кассовыми и товарными чеками, но и электронными документами (статья 493 ГК РФ);

· предоставление сведений о товаре в сети Интернет приравнивается к фактическому выставлению товара в месте продажи и является публичной офертой (пункт 2 статьи 494 ГК РФ);

· договор номинального счета может быть заключен путем составления электронного документа или обмена электронными документами (пункт 1 статьи 860.2 ГК РФ);

· договор страхования также может быть заключен путем составления одного электронного документа или обмена электронными документами (пункт 2 статьи 940 ГК РФ).

В то же время для составления завещаний использовать электронные или иные технические средства запрещено (пункт 1 статьи 1124 ГК РФ).

4) Закреплен автоматизированный способ исполнения обязательств

Статья 309 ГК РФ дополнена нормой об автоматизированном исполнении обязательства путем применения информационных технологий.

Речь идет о так называемых «смарт-контрактах» или «самоисполняемых сделках». Чтобы условие об автоматическом исполнении обязательства сработало, сторонам сделки для начала необходимо договориться о таком способе исполнения, а затем - заключить сделку с таким условием в определенной информационной системе.

В выбранной информационной системе уже должен существовать компьютерный алгоритм исполнения сделки и доступ к объектам сделки. Авторизовавшись в системе, стороны заключают сделку и присоединяются к этому компьютерному алгоритму. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных алгоритмом смарт-контракта, сделка сама исполняется, распределяя активы между сторонами сделки. При этом какого-либо дополнительного волеизъявления сторон на исполнение обязательства не требуется.

Преимущества несомненны: учитывая, что «смарт-контракт» реализуется на базе технологии распределенного реестра, где отменить транзакции, что-либо подделать или изменить невозможно, такой контракт нельзя нарушить. Если согласованные условия сделки не будут соблюдены, исполнение обязательства просто не происходит.

5) Определена электронная форма голосования

Изменения, внесенные в пункт 1 статьи 181.2 ГК РФ, допускают использование электронных и иных технических средств при принятии собраниями решений посредством заочного голосования.

Одновременно уточнено, что подтверждать принятие собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников, присутствовавших при его принятии, необходимо только при очном голосовании. Таким образом, процедура подтверждения решений, предусмотренная пунктом 3 статьи 67.1 ГК РФ, не применима к заочному голосованию.

К сожалению, при введении данной нормы законодатель не продумал, каким образом будут подтверждаться решения, принимаемые путем проведения т.н. очно-заочных собраний, когда акционеры вправе направить заполненные бюллетени по почте или проголосовать с помощью электронных бюллетеней до даты открытия собрания, проводимого в очной форме (см. пункт 4 статьи 60 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

6) Введен новый вид договора

Глава ГК РФ, посвященная обязательствам о возмездном оказании услуг, дополнена статьей 783.1, регулирующей особенности нового вида договора – об оказании услуг по предоставлению информации.

Предметом нового договора будет оказание услуг по сбору и обработке значительных массивов обезличенной информации.

Цель введения в кодекс новой договорной конструкции состоит в том, чтобы передаваемая заказчику информация не использовалась третьими лицами. Для этого новая статья  предусматривает возможность установления условиями договора обязанности одной или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.

Предложения разработчиков о введении правового регулирования для «цифровых денег» не нашли своего отражения в итоговой редакции закона. Виртуальные деньги, в том числе криптовалюта, по-прежнему, не являются объектом права и, тем более, средством платежа, их создание и оборот не обеспечивается защитой закона.

Предполагаем, что положения о цифровых деньгах отклонены депутатами по той же причине, что и законопроект о крипторубле: разработчики полагали возможным использование цифровых денег в качестве средства платежа, хоть и не обязательного к приему, но допустимого в случаях и на условиях, установленных законом. Однако даже такая осторожная позиция не соответствует нормам Конституции РФ, ГК РФ, закона о Центробанке, согласно которым единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации является рубль.

До внесения цифровых законопроектов в Госдуму практика в отношении цифровых активов, в том числе судебная, складывалась, в основном, в отношении криптовалюты: суды либо относили её к категории иного имущества, либо вовсе отказывали в судебной защите, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено такого объекта права.

Отнесение цифровых прав к категории имущественных подчеркнуло принципиальное различие цифровых прав и цифровых денег (в т.ч. криптовалюты). Не смотря на то, что оба актива являются совокупностью электронных данных, созданных в информационной системе на базе распределенного реестра, у обладателя цифровых денег нет каких-либо прав требования, вытекающих из факта такого обладания, к другим лицам и, соответственно, нет таких обязанных лиц. Еще одно различие - цифровые деньги не удостоверяют права на какой-либо объект.

Получается, что оборот цифровых денег в действующем правовом поле невозможен: ни в качестве платежного средства, ни в качестве разновидности цифрового права. Однако, даже без урегулирования статуса криптовалют, внесенные в ГК РФ поправки являются существенным прорывом на пути к созданию цифровой экономики. На подходе – основные чтения еще по двум «цифровым» законопроектам, положения которых позволят обеспечить совершение и исполнение сделок в цифровой среде.


[1] Initial Coin Offering – форма привлечения инвестиций граждан в виде выпуска и продажи инвесторам криптовалют/токенов, их первичное размещение. 

Опубликовано: журнал "Совет Директоров Сибири" №4 (163)