• Слайд №5

    Новые правовые решения для лучших компаний страны
  • Слайд #1

    Правильные и смелые решения для развития и защиты бизнеса наших клиентов
  • Слайд #2

    Профессионалы в области системного использования правовых и экономических знаний
  • Слайд #3

    Мы честно и открыто делаем нашу работу

Обзор изменений законодательства за июнь 2018г.

4 июля 2018

Федеральная нотариальная палата разъяснила нотариусам, как подтвердить в суде законность требований об оплате услуг правового и технического характера

ФНП направило нотариусам примерный отзыв на исковое заявление о признании незаконным отказа нотариуса в совершении нотариального действия.

В отзыве, в частности, предлагается указывать, что решение об отказе от совершения нотариального действия принимается заявителями (а не нотариусами) ввиду несогласия с предъявлением к оплате услуг правового и технического характера. При этом предлагается указывать, что, исходя из Основ законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1), к услугам правового и технического характера относится, в частности, составление проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия. Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением, при этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариальных действий.

Также отмечается, что ставки размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера устанавливаются уполномоченным органом нотариальной палаты субъекта РФ. Неисполнение нотариусом решений уполномоченного органа нотариальной палаты, касающейся взимания платы за оказание услуг правового и технического характера, является дисциплинарным проступком, за совершение которого Кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ установлена дисциплинарная ответственность.

Следовательно, лица, обратившиеся к нотариусу за совершением нотариальных действий (независимо от того, нотариус готовит проект документа или предоставляется готовый проект), не могут освобождаться от взимания платы за услуги правового или технического характера, поскольку оплата взимается нотариусом за предоставление нотариальной услуги в целом и включает в себя стоимость нотариального тарифа и платы за услуги правового и технического характера, без выполнения которых невозможно совершить нотариальное действие.

Кроме того, в письме приводятся примеры судебной практики, в которых указанная позиция была поддержана судебными инстанциями.

Письмо ФНП от 30.05.2018 г. № 2598/03-16-3

"Об одобрении проекта примерного отзыва в суд на заявление о признании незаконным отказа нотариуса в совершении нотариального действия"

 

Минфином России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся второго этапа "амнистии капитала" физлиц

Амнистия капитала предусматривает отражение в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.

Сообщается, что указанные гарантии предоставляются, в частности, в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, - при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования.

Если деяния совершены после 1 января 2018 года, то гарантии на такие деяния не распространяются.

Отмечено также, что взыскание налога не производится, в частности, если обязанность по его уплате возникла до 1 января 2018 года в результате совершения операций, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.

Письмо Минфина России от 23.05.2018 г. № 03-04-05/34696

 

Установлены случаи, когда физлицо вправе уведомить любой налоговый орган о счетах (вкладах) в иностранных банках.

Направить соответствующее уведомление в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных налоговых органов, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) можно в случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

Приказ ФНС России от 12.04.2018 г. № ММВ-7-14/214@

"Об определении налогового органа, в который резидентом - физическим лицом представляются уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случае отсутствия у него места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2018 г. № 51391.

 

В перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, предлагается включить операции по снятию наличных денежных средств с использованием платежной карты, эмитированной иностранным банком.

Согласно законопроекту операция по получению физическим лицом наличных денежных средств с использованием платежной карты подлежит обязательному контролю, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, расположенным в иностранном государстве (на территории), перечень которых определяется уполномоченным органом.

Перечень таких иностранных государств (территорий) будет относиться к информации ограниченного доступа и доводиться до кредитных организаций через их личные кабинеты в порядке, определенном уполномоченным органом по согласованию с Банком России.

Законопроектом на кредитные организации возлагается обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения, в числе которых:

дата и место совершения операции с денежными средствами;

сумма, на которую совершена операция с денежными средствами;

номер платежной карты, с использованием которой совершена операция с денежными средствами;

сведения о держателе платежной карты в объеме, полученном от иностранного банка, эмитировавшего платежную карту, с использованием которой совершена операция с денежными средствами;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершившего операцию с денежными средствами, в случае если операция с денежными средствами совершена с участием уполномоченного сотрудника кредитной организации;

наименование иностранного банка, эмитировавшего платежную карту, с использованием которой совершена операция с денежными средствами.

Проект Федерального закона N 490061-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц)"

 

С 1 января 2019 года предлагается освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче заявления для государственной регистрации в форме электронного документа.

Законопроектом предусматривается, что государственная пошлина не уплачивается в числе прочего за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронного документа в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предполагается, что снижение размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления для государственной регистрации, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в форме электронного документа будет способствовать увеличению количества организаций и граждан, обращающихся за совершением вышеуказанных действий, в электронной форме, а также сокращению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с открытием и деятельностью малого и среднего бизнеса, вовлечению большего количества граждан в предпринимательскую деятельность.

Проект Федерального закона N 489370-7 "О внесении изменения в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Размер ключевой ставки Банка России остался на уровне 7,25% годовых.

Принимая решение по ключевой ставке, Банк России исходил, в частности, из следующего:

- инфляционные ожидания населения и предприятий несколько возросли, что прежде всего связано с повышением цен на бензин. Произошедшее в апреле ослабление рубля оказывает умеренное влияние на динамику инфляции и инфляционных ожиданий. В ближайшие месяцы продолжится подстройка цен к сформировавшемуся уровню валютного курса и цен на нефтепродукты;

- планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 процентный пункт. Частично этот эффект может реализоваться уже в текущем году. Банк России прогнозирует годовую инфляцию 3,5 - 4% в конце 2018 года и ее краткосрочное повышение до 4 - 4,5% в 2019 году. Темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 года;

- с учетом влияния налогово-бюджетных мер на инфляцию и инфляционные ожидания требуется замедление перехода к нейтральной денежно-кредитной политике. Сохранение небольшой степени жесткости денежно-кредитных условий позволяет ограничить масштаб вторичных эффектов от налоговых мер и стабилизировать годовую инфляцию вблизи 4%.

- баланс рисков до конца 2019 года сместился в сторону проинфляционных рисков. Основные риски связаны с эффектом принятых налогово-бюджетных решений, а также с внешними факторами.

- оценка рисков, связанных с волатильностью продовольственных и нефтяных цен, динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 27 июля 2018 года.

Информация Банка России от 15.06.2018 г. "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых"

  

В России вскоре появятся финансовые уполномоченные.

Вводится институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Финансовый уполномоченный будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей о взыскании с финансовых организаций денежных сумм в размере не более 500 тыс. руб., а также споры, вытекающие из нарушения страховщиками порядка осуществления страхового возмещения. Финансовые уполномоченные будут рассматривать обращения потребителей услуг кредитных, страховых, микрофинансовых организаций, НПФ, ломбардов и кредитных потребкооперативов. Эти организации будут обязаны взаимодействовать с финансовыми уполномоченными. Иные финансовые организации смогут взаимодействовать с финансовыми уполномоченными на добровольной основе. Обращение к финансовому уполномоченному - обязательная стадия перед обращением в суд (за исключением ряда случаев). А до направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен направить претензию в финансовую организацию.
Обращение к финансовому уполномоченному можно будет подать в электронном виде, а также через МФЦ. В законе описывается процедура рассмотрения обращений финансовыми уполномоченными, определяются сроки рассмотрения, порядок взаимодействия уполномоченных с финансовыми организациями. Решения финансовых уполномоченных будут обязательны для финансовых организаций. В случае их неисполнения уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом с финансовой организации может быть через суд взыскан штраф за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного. Решение финансового уполномоченного, принятое не в пользу потребителя, не будет препятствовать его дальнейшему обращению в суд. Финансовая организация также сможет обжаловать решение финансового уполномоченного в суд в случае несогласия с ним. В законе определяются требования к финансовому уполномоченному и порядок его назначения. Для обеспечения работы финансовых уполномоченных будет создана соответствующая служба. Деятельность финансовых уполномоченных будет финансироваться за счет взносов ЦБ РФ и обязательных взносов финансовых организаций. Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно: сначала для страховых организаций, с 2020 г. - для микрофинансовых организаций, а с 2021 г. - для всех остальных.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

 

Госрегистрация юрлиц и ИП: документы оформляются в электронном виде.

Скорректирован порядок госрегистрации юрлиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств. Это обусловлено изменениями, внесенными в соответствующий закон. Часть поправок вступает в силу с 1 октября 2018 г. Результатом оказания госуслуги является в т. ч. документ о постановке на учет в налоговом органе (если госрегистрация является основанием для постановки на налоговый учет). Документы по госрегистрации теперь оформляются только в электронном виде. На бумажном носителе направляются материалы, подтверждающие содержание электронных документов. Процедура совершается исключительно по запросу заявителя. При повторной подаче документов на госрегистрацию в связи с неполным комплектом документов или неверным оформлением госпошлина не уплачивается. Данная норма вступает в силу с 1 октября 2018 г. Через Единый портал госпошлина уплачивается с 30-процентной скидкой. Уточнен порядок взаимодействия МФЦ и налоговой при оказании госуслуги. При предоставлении документов заявителю необходимо указывать адрес электронной почты. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2018 г. Регистрационный № 51407.

Приказ Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 86н "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 169н"

 

Пленум ВС РФ заново разъяснил, что надо учитывать при оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В связи с изменениями в корпоративном законодательстве Пленум Верховного Суда РФ актуализировал разъяснения об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Сделка квалифицируется как крупная, если на момент ее совершения у нее одновременно есть 2 признака: количественный (стоимостный) и качественный. Согласно первому критерию крупной считается сделка, предмет которой - имущество, цена или балансовая стоимость которого равна или превышает 25% балансовой стоимости активов общества на последнюю отчетную дату. Согласно второму критерию крупная сделка - это сделка, которая выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, т. е. ведет к прекращению деятельности общества, изменению ее вида или существенному изменению ее масштабов. К этому могут привести, например, продажа или передача в аренду основного производственного актива либо существенное изменение региона деятельности или рынков сбыта. Доказать, что сделка выходит за пределы обычной деятельности, должен истец. Сделки, предусматривающие периодические платежи (договоры аренды, оказания услуг и др.), признаются крупными, если сумма платежей за период действия договора превышает 25% балансовой стоимости активов общества. Голосовать по поводу одобрения сделки, в которой есть заинтересованность, не вправе юрлица, которые хотя и не являются заинтересованными, но находятся под контролем заинтересованных лиц. Решение об одобрении сделки с заинтересованностью не причина для отказа в признании ее недействительной. При наличии такого решения доказать, что сделка причинила ущерб интересам общества, должен истец. Срок исковой давности в 1 год при оспаривании рассматриваемых сделок исчисляется со дня, когда директор общества узнал или должен был узнать, что сделка совершена с нарушениями. Часть разъяснений от 2014 г. применяется только при оспаривании сделок, совершенных до 1 января 2017 г. (дата вступления в силу соответствующих изменений к Законам об АО и ООО).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"

 

 

Как банки будут бороться с несанкционированными переводами денежных средств? Поправки касаются противодействия хищению денежных средств в сфере электронных платежей. Так, операторы по переводу денежных средств при выявлении ими признаков перевода денежных средств без согласия клиента обязаны приостанавливать выполнение такой операции на срок до 2 рабочих дней. При этом оператор должен проинформировать клиента о приостановлении операции и запросить у него подтверждение ее выполнения. При получении такого подтверждения либо по истечении 2 рабочих дней операция будет выполнена. Данный механизм распространен также на электронные средства платежа и позволит противодействовать несанкционированным переводам денежных средств. Признаки перевода денежных средств без согласия клиента устанавливает Банк России. Закреплен порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя, по возврату денежных средств при получении от плательщика-юрлица уведомления о списании денежных средств без его согласия. Возврат денежных средств возможен только до зачисления денежных средств на счет получателя и при непредставлении получателем документов, подтверждающих обоснованность получения денежных средств. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем и услуг платежной инфраструктуры обязаны реализовывать мероприятия по противодействию переводам денежных средств без согласия клиента и направлять в ЦБ РФ информацию обо всех случаях и (или) попытках осуществления таких переводов. Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств"

 

Заемщику, досрочно погасившему потребительский кредит, Минюст России предлагает предоставить право возврата части уплаченной страховой премии по договору страхования, заключенному в обеспечение выплат по кредиту.

Согласно законопроекту, при досрочном отказе страхователя от договора страхования, обеспечивающего исполнение обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), по которому заемщик досрочно исполнил свои обязательства, уплаченная страховщику страховая премия подлежит возврату страхователю за вычетом ее части пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

Данное правило будет работать только в случае, если досрочный отказ от договора страхования заявлен страхователем в течение 14 календарных дней с даты досрочного исполнения обязательств по кредиту, при отсутствии заявленного страхового случая и осуществленной страховщиком страховой выплаты.

Если же страхователем является кредитор, то он по требованию заемщика, которое необходимо заявить в течение 10 календарных дней с даты досрочного исполнения обязательств по кредиту, обязан осуществить возврат уплаченных заемщиком денежных средств в счет компенсации расходов кредитора на уплату страховой премии за вычетом ее части пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

Проект Федерального закона N 498384-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обеспечения возможности возврата заемщику - физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору потребительского кредита (займа)"

Обзор законодательства подготовлен с использованием:

Системы ГАРАНТ – Платформа F1 ЭКСПЕРТ