• Слайд №5

    Новые правовые решения для лучших компаний страны
  • Слайд #1

    Правильные и смелые решения для развития и защиты бизнеса наших клиентов
  • Слайд #2

    Профессионалы в области системного использования правовых и экономических знаний
  • Слайд #3

    Мы честно и открыто делаем нашу работу

Обзор изменений законодательства за август 2018г.

11 сентября 2018

Высоту индивидуальных жилых домов решено ограничить 20 м.

Поправки призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Определены максимальные параметры жилого дома: количество надземных этажей - не более 3-х; высота - не более 20 м. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов индивидуального жилищного строительства многоквартирных домов. Планируется пересмотреть подход к разрешительным процедурам при возведении жилых и садовых домов. При их строительстве (реконструкции) подготовка проектной документации не требуется. Для получения разрешения на строительство надо подать уведомление о планируемом строительстве с указанием параметров возводимого дома. Вместе с тем предусмотрено обязательное проведение экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов массового пребывания граждан. Установлены особенности государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на жилые и садовые дома. В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства. Также детально регламентированы основания и порядок сноса объектов капстроительства, в том числе самовольных построек. Установлен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Предусмотрены переходные положения. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

После внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юрлица его учредитель не вправе получить оставшееся имущество до завершения расчетов с кредиторами.

Соответствующий вывод содержится в Обзоре, подготовленном Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, в котором обобщены решения арбитражных судов по вопросам применения законодательства о юридических лицах.

В Обзоре содержатся также следующие выводы:

непредставление потребительским кооперативом отчетности налоговому органу и отсутствие операций по банковскому счету не является поводом для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если имеются основания полагать, что такое лицо не прекращало свою деятельность;

решение налогового органа, принятое в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, основанное на недостоверных сведениях, не может быть признано законным;

направление в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с пропуском установленного срока само по себе не является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации этого лица;

решение единственного акционера непубличного акционерного общества о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, подаваемое налоговому органу для соответствующей государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ, не требуется удостоверять нотариально или лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества;

само по себе наличие корпоративного конфликта и недостижение участниками акционерного общества соглашения по определению порядка управления принадлежащим ему имуществом, а также наличие убытков не является достаточным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации;

в случае реорганизации юридического лица путем присоединения оно вправе после подписания передаточного акта, но до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении своей деятельности, уступить право требования, отраженное в передаточном акте;

отсутствие у ликвидируемого юридического лица имущества, достаточного для удовлетворения требования кредитора, не освобождает ликвидатора от обязанности включить в ликвидационный баланс сведения об имеющейся задолженности.

Обзор судебной практики применения законодательства о юридических лицах (глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)

(утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 06.07.2018 г.)

 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пояснил, как направить ответчику претензию, чтобы соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования арбитражного спора.

Приводятся, в частности, следующие выводы из судебной практики арбитражного суда округа:

- претензия, направляемая ответчику в порядке досудебного урегулирования спора, должна содержать указание на существо спорного правоотношения и требования заявителя, но отсутствие в претензии предупреждения об обращении в суд в случае невыполнения изложенных в ней требований не делает ее дефектной;

- отсутствие в приложении к исковому заявлению документов, подтверждающих соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора (если его соблюдение предусмотрено федеральным законом), является основанием к оставлению искового заявления без движения, а не к его немедленному возврату;

- направление претензии в процессе судебного разбирательства не может быть признано соблюдением досудебного порядка урегулирования спора;

- для констатации соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по иску о расторжении договора, когда срок для ответа на предложение о расторжении договора не установлен законом, договором и не указан в самом предложении, необходимо, чтобы тридцатидневный срок, предусмотренный ГК РФ, истек до подачи иска, а не к моменту судебного разбирательства;

- пропуск трехлетнего срока, предусмотренного Федеральным законом от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей, не может служить основанием для оставления иска с тождественным требованием без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора тем более, когда этот срок пропущен по вине таможенного органа;

- досудебный порядок урегулирования спора путем проведения переговоров нельзя считать установленным договором, если в нем не определены порядок и сроки проведения переговоров;

- досудебный порядок урегулирования спора не может считаться не соблюденным лишь только потому, что направленная от имени юридического лица претензия подписана неуполномоченным лицом, если впоследствии она была одобрена полномочным лицом.

Обзор судебной практики применения положений об обязательном (досудебном) порядке урегулирования спора (Утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 28.04.2018 г.)

 

Уточнен ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками.

Согласно Федеральному закону не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет. В случае отсутствия сведений о таком лице, снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается судом.

Вместе с тем приводится перечень случаев, когда решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие принимается органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории):

- если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

- если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;

- если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Предусматривается также перечень случаев, в которых решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями принято быть не может.

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

 

Установлена обязанность нотариуса по направлению в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов в определенных случаях.

Предусмотрено, в частности, что после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, после выдачи свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов нотариус обязан незамедлительно (но не позднее окончания рабочего дня) представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав (при удостоверении договора - в случае, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом).

В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление и документы в электронной форме нотариус обязан представить их в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня выдачи свидетельства (со дня удостоверения договора, либо если такой срок определен сторонами в договоре - не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока).

Одновременно из перечня нотариальных действий исключено представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как самостоятельное нотариальное действие.

Поправками также:

уточнена процедура удостоверения договоров в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации;

скорректирован перечень документов, необходимых для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество;

уточнены форма представляемых нотариусом заявления о государственном кадастровом учете и/или государственной регистрации и прилагаемых к нему нотариально оформленных документов в орган регистрации прав, а также сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляемые по запросу нотариуса;

установлено, что нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности также в случае признания его банкротом в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);

расширен перечень обязанностей нотариуса, в том числе в части информирования граждан и юридических лиц о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством размещения при входе в здание или помещение нотариальной конторы вывески, указателей, а также посредством (при наличии) сайта нотариуса в сети Интернет;

установлено, что ФНП утверждает стандарты оформления (макет) вывески и указателей при входе в здание или помещение нотариальной конторы, их предельные размеры и перечень размещаемой на них информации, а также стандарты оформления сайта нотариуса в сети Интернет и требования к его содержанию;

закреплено, что нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие консультирование по вопросам применения норм действующего законодательства, изготовление документов, копий, скан-образов документов и т.п.;

предусмотрено, что за представление нотариусом, в случаях, установленных Основами законодательства РФ о нотариате, заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за услуги правового и технического характера не взимается;

установлено, что договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением отдельных сделок, например, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда и некоторых других.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

ФНП обращает внимание, что полномочия нотариусов по подаче документов о регистрации недвижимости в регистрирующий орган сохранены.

С 4 августа 2018 года Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаны утратившими силу положения Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривавшие нотариальное действие - представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; положения, определявшие порядок представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав; нормы, касавшиеся представления нотариусом заявления о государственной регистрации договора об ипотеке, договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона.

При этом полномочия нотариуса по подаче документов в регистрирующий орган предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", таким образом, сохраняются и после 4 августа 2018 года.

Кроме того, ФНП напоминает, что с 4 августа 2018 года вступили в силу нормы Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающие нотариальное удостоверение договоров ипотеки долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, в том числе при ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей в одной сделке.

Кроме того, с 1 февраля 2019 года вступают в силу положения Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающие обязательное предоставление в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Письмо ФНП от 06.08.2018 г. № 3846/03-16-3 «Об изменениях, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 338-ФЗ

 

Минфин России предлагает создать систему мер, защищающих интересы акционеров от недобросовестных поглощений.

Проектом, в частности:

вводится понятие связанности между лицами, при этом связанные лица определяются как подконтрольные и контролирующие лица, супруг (супруга), родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные, а также подконтрольные лица указанных физических лиц;

предлагается освобождение от исполнения обязанности направлять обязательное предложение о приобретении акций на срок, не превышающий трех месяцев с даты истечения срока для направления обязательного предложения, с целью реализации пакета акций при одновременном соблюдении условий об уведомлении Банка России и эмитента о намерении снизить уровень корпоративного контроля, неосуществлении корпоративного контроля и продаже пакета в течение указанного срока освобождения;

распространяются на акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества правила приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ;

вводится норма, устанавливающая прямой запрет на учет акций, приобретенных у связанных лиц, для целей осуществления принудительного выкупа;

устанавливается возможность заключения соглашения об отказе миноритарных акционеров от права на принятие добровольного (обязательного) предложения;

исключается механизм уведомления акционеров о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)»

 

Минстроем России даны рекомендации, касающиеся направления уведомлений о строительстве объектов ИЖС и садовых домов застройщиками и органами, выдающими разрешения на строительство.

Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 4 августа 2018 года предусмотрено направление в уполномоченный орган застройщиками и органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, следующих уведомлений:

уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности;

уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Минстрой России сообщает, что до утверждения форм указанных уведомлений допускается их направление в письменной форме, с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных Градостроительным кодексом РФ.

Письмо Минстроя России от 16.08.2018 г. № 35116-ВЯ/09

О внесении изменений в ГрК РФ по вопросам строительства и реконструкции объектов ИЖС и садовых домов

 

Росреестр разъяснил, как обратиться с заявлением об изменении статуса сведений о характеристиках объекта недвижимого имущества с "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные".

Указывается, что со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.

Перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, проверяются на полное совпадение; в случае полного совпадения сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости по установленным правилам.

При несовпадении данных ЕГРП и ГКН об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения об объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, при этом сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в ГКН и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством РФ требований для их изменения и отсутствием такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные". Наличие данного статуса сведений о характеристике объекта недвижимости в случае, когда в ЕГРН по такой характеристике отсутствует техническая ошибка, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При этом изменение статуса сведений о характеристике объекта недвижимости с "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные", не является государственным кадастровым учетом изменений основных характеристик объекта недвижимого имущества, и возможно в порядке информационного взаимодействия как на основании документов, поступивших посредством межведомственного взаимодействия, так и на основании заявления заинтересованного лица. В последнем случае орган регистрации прав вне зависимости от того, приобщил заявитель подтверждающие изменения документы или нет, в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия решения об изменении статуса сведений о характеристике объекта недвижимости, в соответствующих органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Вместе с тем, действующие формы заявлений не содержат граф для ходатайства об изменении статуса сведений о характеристиках объектов недвижимости, при этом внесение заявителем самостоятельных изменений в форму заявления действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено, а представление в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав по неустановленной форме, как и незаполнение обязательных реквизитов формы заявления, является одним из оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав.

В целях обеспечения возможности заявителей обращаться с заявлением установленной формы за изменением статуса сведений о характеристиках объекта недвижимого имущества с "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные" необходимо использовать предусмотренную приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 920 форму заявления, в котором указывать:

в графе "иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения:" реквизита 3.1.1 слова "изменение сведений о _____ (указать характеристику объекта недвижимости) с _____ (значение характеристики) на _____" (значение характеристики); (например, изменение сведений о площади с 26,3 кв. м на 32,7 кв. м);

в реквизите 9 слова: "На основании _____" (указать реквизиты документов, подтверждающих изменение характеристики Объекта недвижимости, в отношении которой в ЕГРН внесен статус "актуальные незасвидетельствованные").

Письмо Росреестра от 10.07.2018 г. № 01-7126-ГЕ/18

О применении норм законодательства по вопросу изменения статуса "актуальные незасвидетельствованные" о характеристиках объекта недвижимости в ЕГРН

Обзор законодательства подготовлен с использованием:

Системы ГАРАНТ – Платформа F1 ЭКСПЕРТ